Выступление Ф.Гибатдинова "Татары Чувашии"

Саламалейкем, хөрмәтле дуслар, хаклы юлдашсем, уважаемые друзья!

Я родился, вырос и всю жизнь проживаю в Чувашии. Могу констатировать факт, что этнические, межэтнические отношения у нас в республике всегда были добрыми.

Помню, я маленький мальчишка, порою, не только меня но и многих непослушных мишарских детей пугали :

«Әнә чуаш килә, ...әгәр азсаң чуаш бабайга..чуашка биреп жибәрәм, мешогына саламда җибәрәм”, то есть не балуйся, а то отдам чуваш бабаю..вот он идет,у него мешок большой, который собирает непослушных детей.

В то же время точно знаю о том , что аналогично в чувашских семьях говорили: “... тутар килет..тутар пичче михене чиксе каять, итлемесен халех парса яратып...” вот так пугали детей.

В то же время, столетиями татары и чуваши жили в соседстве в одних селениях или жили в соседних деревнях, общались, дружили, нужное время помогали друг другу. У каждой семьи были свои межнациональные чувашско-татарские семейные друзья. Тысячелетия татары и чуваши жили вместе, но был неписанный закон..не было смешанных браков, если и были то их очень мало, исключения.

Лично я сам, против смешанных пар, уверен семьи необходимо создать среди своей национальностей.. или хотя бы они должны быть ближе по вере. Но в жизни, не так. Вот и у нас такой случай. Лет 25 тому назад случилась татаро-чувашская свадьба.

Племянница полюбила Карабай Шемуршинского чувашина Валеру, решили поженится. Ну и вот..в дом невесты пришли свататься из д.Карабай-Шемурши. Самое главное, свахи пришли в дом невесты, их новоиспеченные татарские сватья встретили, пригласили за стол.. на одной стороне уселись свахи- чывашсем, на другой стороне сватья – тутар мишерзем. Но нет контакта, чего-то не клеится. Мой дядя, поняв что то неладное, позвал меня в сторонку и говорит,ты клубный работник, давай выведи нас с этого неудобного положения, помоги!

Долго не думая я вышел в зал : ингезем, пиччезем, черкезене тытырха, халь вара шампэх тыватпыр..

Тыпартатся тырать тур лаши,тыпартатса тырать тур лаши, ай-яй-яй тур лаши

Малтан мала каясшын, ай-яй-яй каясшын..тэзе юрлаза ядым..

Ходазем, вара .. ай тур-тур..ходазем хамыр шинзем иккен..

На самом деле человеку многого не нужно.. межэтнические отношения прежде всего выстраивается на взаимодоверии,уважении. Мы коренной народ республики, наши следы переезда со стороны мещеры в низовые части еще с 16-17 века, некоторые жили даже в период золотой орды. Меня немного смущает только то. Татары, чуваши тысячелетиями живут вместе, но татарские и чувашские ученые историю пишут по отдельности. Хотя бы взять Волжско-Булгарский период , или взять период Казанского ханства, или период проживания в Казанской губернии Российской империи.

Любим говорить, что в Чувашии проживает более 100 национальностей, доказательство тому сегодняшний съезд. Вот кто из всех народов больше общается, знает чувашского языка? Конечно- татары- мишаре, которые между собой всегда общались на чувашском или на татарском языках.

Общественная организация «Национально-культурная автономия татар Чувашской Республики» была создана в 2007 году, само татарское национальное движение действует с 1992 года, в 2017году, можно отметить 25-летие организации. Основные цели данных общественных организаций – защита прав и интересов, духовное, культурное и экономическое возрождение татарского народа.

В период с 2007 года были реализованы несколько важных для татар республики проектов, среди которых:

- Республиканский Сабантуй, местные сабантуи;

- Зыярат в Волжские Булгары (ежегодно);

- Международный фестиваль татарской эстрадной песни «Урмай моны», ныне Международный фестиваль тюрксих народов «Урмай залида»;

- Межрегиональный фестиваль мусульманской песни в честь праздника Рамадан «Арт-Мэдхия»;

- Курсы повышения квалификации для работников культуры и искусства, образовательных учреждений татарских населенных пунктов по татарским национальным танцам, вокалу, хору, национальным музыкальным инструментам (с октября 2007 года);

- Научно – практическая конференция «Шыгырданские чтения» (с октября 2008 года);

- Республиканский праздник;

- участие творческих коллективов в во Всероссийском фестивале «Тугэрэк уен».

По данным 2002 года в Чувашской Республике проживает 36,4 тысяч татар (2,8%), Исследования показали, что численность татар, в отличие от чувашей, русских и мордвы, выросла на 1,9% в селе и в городе.

В эти дни в селе Урмаево, провели празднование 150-летия образования татарской школы «От медресе до школы-150 лет». Еще до революции 86 процентов татарского населения умели читать и писать, были грамотными. Сегодня школьное образование в татарских селениях имеет хорошую материально-техническую базу. Новые школы получили с.Шыгырданы, д.Татарские Сугуты Батыревского района, замечательную реконструкцию Токаевская СОШ Комсомольского района, на днях совершенно новую школу получили чувашские и татарские дети селения Альбюсь- Сюрбеевского сельского поселения Комсомольского района.

Министерство образования Татарстана помогает в выделении учебников татарского языка и литературы, элифба для татарских школ. Ежегодно учащиеся татарских школ Чувашии участвуют и занимают лучшие места во Всероссийской олимпиаде по татарскому языку и литературе.

В республике активно функционируют татарские творческие коллективы:

- Народный фольклорно-эстрадный коллектив «Мишар» Урмаевского сельского Дома культуры Комсомольского района, лауреатов Международных, Всероссийских фестивалей, 19-го сентября этого года держит путь на Всероссийский фестиваль в Крым;

- Народный театр Полево-Бихшихского сельского Дома культуры Батыревского района;

- Детский фольклорный ансамбль фольклорного отделения Урмаевского структурного подразделения школы искусств Комсомольского района «Тамчы», лауреат Межрегиональных, Всероссийских, Международных фестивалей;

- Детский фольклорный ансамбль фольклорного отделения Чичканского структурного подразделения школы искусств Комсомольского района;

- Ансамбль мусульманской песни, мунаджатов, баитов деревни Татарские Сугуты ;

- хореографический ансамбль «Биляр» Шыгырданская СОШ, недавно вернулись победителями Международного инклюзивного фестиваля «Алтын майдан Крым»;

-вокальный ансамбль «Ялкын» г.Чебоксары, вернулись из Международного фестиваля «Алтын майдан Крым» и другие.

Самое главное,- мы любим свою республику, особенного флаг Чувашской Республики. Пример тому,- где только мы не бывали, на горе Эльбрус, в г.Стамбул, Анкара, Анталья Турции, в Крыму, в Казани и во многих других городах, везде «сары ялав», флаг Чувашской Республики впереди. Все мы понимаем – это флаг гарант стабильности, понимания, комфортности всем народам.

Спасибо за внимание! Рахмат, Тавтапус!