Колядки
– начальная ступень
в
приобщении детей
к
духовной музыке
Спиридонова Ираида Владимировна, Воронова
Ольга Николаевна- преподаватели музыкального отделения.
Духовная
музыка, как и народная, берет свое начало из древности, а также, благодаря ей,
появляется русская певческая культура. Она является важной и неотделимой частью
музыкальной культуры каждого народа. До революции в России религиозно-духовная
культура была обыденной и привычной для всех слоев населения, религиозные
обряды совершались часто и сопровождали человека всю жизнь.
Духовная
жизнь православного человека включает в себя посещение храма и участие в
богослужении, где звучат церковные песнопения. Так же существуют произведения,
которые являются частью духовной культуры, но при этом не исполняются в храмах,
а часто за его пределами. Такие произведения называются колядками, кантами или
духовными песнями. Поэтому будет ошибочным считать, что только произведения,
звучащие в храмах, и есть «духовная музыка».
Колядки
никак не связаны с богослужением и даже не имеют строгих правил исполнения.
Изначально
колядки пришли из языческих традиций славянских народов, воспевающих ежегодно
рождения бога Солнца. Когда христианство пришло на Русь, то праздник Рождества
Христова совпал по времени с языческим праздником, и колядки постепенно
переросли в воспевание радости о рождении Иисуса Христа.
«Коляда»
- в переводе с латинского – «первый день месяца». В культуре славян оно почти
приравнивалось к слову «Рождество».
Именно
из-за своего языческого происхождения колядки не раз подвергались осуждениям и
запретам. Так, например, в 692 году вышел строжайший запрет на Коляду
Константинопольского Собора, а в 1684 году – последний церковный запрет на
поклонение Коляде. Но постепенно колядование утратило свой языческий смысл,
воспевающиеся в честь языческого праздника песни вышли из употребления и
заменились новыми-христианскими. Таким образом появились рождественские
духовные колядки, а колядующих стали называть христославами. На сегодняшний
день колядки – это христианские гимны, воспевающие радость о рождении Иисуса
Христа, и Церковь относится к ним с уважением и почтением.
В
колядках рассказывается история о рождении младенца Христа и первых днях его
жизни. Это светлые, добрые, иногда даже торжественные песнопения, которые
исполняла детвора.
Колядовщики
или христославы величали хозяев, желали благополучия их домам и семьям,
хорошего урожая, крепкого здоровья, счастливой жизни, а те в свою очередь щедро
одаривали их разнообразными угощениями. По своём завершении гуляния обычно
заканчивались рождественскими посиделками.
Изначально
тексты и напевы для колядок сочинял сам народ, позже стали появляться
авторы-сочинители.
Колядки
– наиболее подходящий для детей вид песнопений, для дальнейшего перехода их к
исполнению богослужебных песнопений. Они являются начальным этапом подготовки
маленьких певцов к духовной музыке.
Одной
из сложностей исполнения духовной музыки является церковно-славянский язык, на котором
исполняется большая часть церковных песнопений. Исполнять такие тексты нужно
именно так, как они написаны: не упрощая в слове гласные и четко произнося
согласные буквы.
Очень
важно стремиться к тому, чтобы дети не просто выучивали слова песнопения, но
понимали их смысл. А также знали важность его исполнения на той или иной части
литургического богослужения.
До
начала прошлого века российский народ жил неотделимо от церковной жизни, а
основные навыки по чтению и грамматике люди получали именно из церковного
пения, что стало толчком в развитии профессиональной школы по хоровому
исполнительству. Совершенно естественно, что для детей того времени этот язык
был понятен, ведь он их сопровождал на протяжении всей жизни, начиная от школы,
заканчивая еженедельными службами. Однако на сегодняшний день эти знания
утеряны.
В
отличие от богослужебных песнопений, колядки более доступны и просты как в
исполнении, так и в понимании. В трогательных стихах и напевах оживает история
рождества Спасителя: тихая ночь над Палестиной, вертеп, окруженный домашними
животными, таинственные волхвы, идущие за Вифлеемской звездой, чтобы
поклониться Царю царей, злой Ирод, преследующий невинного младенца Христа.
Духовная
музыка – это уникальная школа хорового пения a cappella, которая тесно связана
с традицией православного богослужения, запрещающей использование в храме
каких-либо инструментов (кроме колокольного звона). Пение без сопровождения
требует от хора большого мастерства, которое нужно развивать с младшего
возраста. Возрастные особенности детского хора создают ограничения на
исполнение репертуара a
cappella.
Однако тут на помощь могут «прийти» колядки, которые легко исполняют даже самые
маленькие участники хора. Такие мелодии легко запоминаются и имеют ясную
ладовую основу, небольшой диапазон, простой метроритм, несложный способ
изложения.
Большое
количество двухголосных колядок изложено параллельными терциями, которые
представляют сложность исполнения на начальном этапе. Но закрепив этот навык
дети становятся готовы к более сложным видам многоголосия. При работе
трехголосием, главное научить детей слышать вертикаль.
Приобщая
детей к духовной музыке, мы воспитываем не только нравственного человека, но и
внутренне богатую гармоничную личность.